Невзирая на сложные климатические условия и непростой рельеф, уже к 1945 году была проложена государственная сеть узкоколейных железных дорог длиной 700 км.

Но большая часть крепких японских строений были возведены корейскими рабочими, которые после аннексии (насильственного присоединения) Кореи Японией в 1910 году на Южный Сахалин были мобилизованы для восполнения рабочей силы в строительных и промышленных работах. Всего за период 1939 по 1945 гг. на Сахалин японцами было ввезено более 40 тысяч корейцев и переселение проводилось по бесчеловечным законам. Часто мобилизованным не позволялось даже попрощаться с родными, а условия, в которые их привозили и описывать не стоит.

Японцами были специально созданы резервации «такобэи», в которых царила жестокость.
Например, железная дорога Южно-Сахалинск — Холмск была построена рабочими из"такобэи". Считается, что при ее строительстве от голода и побоев умерло больше человек, чем уложено шпал.
Этими объектами на Сахалине можно пользоваться и сегодня, но следует помнить, какой ценой это все досталось людям.

До поездки на Сахалин мы многого из этой истории не знали. Но когда ты видишь своими глазами стоящие бесхозные японские «бункеры», а потом общаешься с корейцем, живущим на Сахалине и чувствуешь его боль от воспоминания прошлого, то непонимание истории заменяется на недоумение от человеческой бесчелочечности.